РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В КАРЛОВЫХ ВАРАХ

   История русского храма в Карловых Варах есть воплощенный пример искренней веры православной души, оторвавшейся от Родины. Тоскуя, борясь и созидая, русские люди, оказавшись волею Божией на чужбине, сумели создать для себя кусочек России, где можно было бы отдохнуть с дороги, послушать родную речь, отвести душу, исповедаться, причаститься Святых Тайн. В этом, наверное, и заключается особый русский дар - быть вне дома скитальцем. Отсюда желание поставить "свой" храм.

   Сегодня русский человек снова заметен. Его можно встретить в Европе и в Америке, в Австралии и в Китае. Он путешествует, занимается бизнесом, обживается на новых местах. Но везде, где бы он ни был, он стремится вернуться к истокам. Так уж он устроен. Правда, нынешний русский человек более коммуникабелен, более адаптирован к жестким условиям современности. И все же, он не был бы русским, если бы проходя по миру, не строил бы храмов. Об этом наш рассказ.

   Карловы Вары — одно из самых замечательных мест в Чехии. Целеб­ные источники, бьющие здесь, были известны еще римлянам, о чем свидетельствуют данные археологии. В VIII-IX вв здесь расселились славяне, давшие источникам название — Вари (кипяток).

   "Карловыми" Вары стали называться лишь в XIV в, по имени обнаружившего их чешского короля Карла IV. Одна из легенд говорит о том, что Карл IV, чешский король и римский император, во время пребы­вания в своем замке Локет в 1349 г., охотясь на оленей, обнаружил в горах горячий источник и назвал его Гейзер, а вокруг основал город. После исследования этой воды королевским лекарем и признания за ней целебных свойств Карл стал использовать её в лечебных целях.

   В 1358 г. поселение, образовавшееся вокруг целебных ключей и королевского замка, получило самостоятельность и статус города. С этого момента, благодаря распространяющейся славе о целительных источни­ках, обладающих чудодейственной силой, и несмотря на многие неприят­ности — наводнения, пожары и войны, город Карловы Вары стал быстро разрастаться. Согласно карловарской хронике, русские, прослышав о "волшебной воде", стали посещать Карловы Вары с начала XVIII в.

   В хронике города одним из первых русских посетителей назван Борис Иванович Куракин (в 1705 г.). В 1710 г. Карловы Вары посетил царевич Алексей Петрович — царский двор был осведомлен о лечебных источниках в Карловых Варах. После посещения в 1711 - 1712 гг. Петром Великим этого города, количество русских, приезжавших для лечения на курорты Западной Чехии, стало возрастать. С каждым годом все большее количество русских людей прибывало не только в Карловы Вары, но и в
Марианские и Франтишковы Лазни. Так, в 60-е гг. XIX в. только Карловы Вары принимали более 500 русских за сезон. В итоге это стало причиной строительства в Западной Чехии трех православных храмов.  
Что ж до карловарского храма, то началом ему послужила подписка на пожертвования, открытая стараниями великой княгини Елены Павловны 12 июля 1862 г., в день праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

   В течение сезона 1862 г. было собрано на храм 4 тысячи рублей. Петербургский академик архитектуры Константин Андреевич Ухтомский разработал архитектурный проект. Правительство Австрийской империи пошло навстречу пожеланиям русского общества, а Карловарский город­ской комитет выделил безвозмездно землю для постройки храма, от которой из-за недостатка средств на строительство, пришлось отказаться.
Пока сбор пожертвований продолжался, в так называемом "Богемском зале" (гранд-отель "Пупп") была установлена временная церковь, освя­щенная 30 августа 1863 г. по благословению митрополита Санкт-Петер­бургского Исидора во имя святых апостолов Петра и Павла протоиереем Василием Войтковским, для отправления церковной службы в летние месяцы.
Иконостас для первоначальной временной церкви пожертвовала ве­ликая княгиня Елена Павловна, она же прислала из Петербурга полный комплект священнических облачений.

   В 1872 г. при праздновании 200-летнего юбилея со дня рождения Петра Великого в Карловых Варах были собраны большие пожертвования на строительство храма.
В результате переговоров с местными властями, настоятелем Пражского и Карловарского приходов протоиереем Николаем Апраксиным и церков­ным старостой прихода Александром Аггеевичем Абазой, был приобретен земельный участок между улицами Петра Великого (Krale Jirfho) и Садовой.
По благословению митрополита С.-Петербургского и Ладожского Палладия, закладка нового храма состоялась 12 июля 1893 г. в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Работы по его строительству возглавил архитектор Густав Видерманн. Посильную помощь в постройке храма оказывал Карловарский городской комитет.

   Архитектура храма, созданная по проекту петербурского зодчего, соответствует принципам создания ярославских и московских церквей XVII в, с характерными особенностями русского храмового зодчества. Длина храма, включая колокольню, составляете метр, ширина - 14 м, высота храма под куполом - 21 м, высота колокольни - 40 м.
28 мая 1897 г .а величественный русский храм во имя святых перво­верховных апостолов Петра и Павла был торжественно освящен митро­форным протоиереем Александром Лебедевым.

   К этому дню из России в дар храму было прислано все необходимое: для звонницы были привезены из России шесть колоколов. На пожертво­вания волынских чехов, в Инсбруке, для храма были изготовлены витражи с изображением Спасителя, святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также чешских святых — князя Вячеслава и княгини Людмилы, пожертво­ваны иконы, евхаристические сосуды, напрестольные кресты, Евангелия, облачения.

   Позднее также поступили в храм вклады от духовенства и верующих: иконы Спасителя, Матери Божией Почаевская, святителя Николая и благоверного князя Александра Невского были переданы Государем Императором Николаем II, образ Матери Божией "Казанская" был пожер­твован архиепископом Варшавским Иеронимом, храмовую икону святых апостолов Петра и Павла подарил человек, не пожелавший упомянуть свое имя, иконы Божией Матери "Донская" и "Касперовская", хоругви и многие другие предметы церковного обихода. Постепенно богатые дары из России снабдили церковь всем необходимым.

   Приезжавшие на лечение в Карловы Вары продолжали жертвовать на храм. Это позволило перекрыть медью четыре малых купола и сделать частичный ремонт помещений.
В 1908 г. по благословению епископа Кронштадтского Владимира, в 25-летнюю годовщину смерти И.С.Тургенева, при Карловарской церкви был образован Тургеневский фонд для увековечения памяти русских писателей И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя.
В 1912 г., к 200-летию пребывания в Карловых Варах Петра I, на восточной стене храма (улица Садовая) был установлен бронзовый барельеф русского императора в образе каменщика.
Однако многим начинаниям не было суждено осуществиться из-за начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны.

   В первые дни войны карловарский русский храм был закрыт, а настоятель арестован. Австрийские власти сняли позолоченную медь с куполов и увезли в Вену вместе с шестью колоколами. Богослужения в нем возобновились только после 1918 г., когда Чехия обрела государственную независимость. Именно в это время в храме нашли прибежище многие русские эмигранты, спасавшиеся за рубежом от большевистского террора. В период между двумя мировыми войнами храм находился под управлением митрополита Евлогия (Георгиевского) и был в ведении Экзархата Московской Патриархии, которому в 1951 году была дарована автокефалия Русской Православной Церковью. А в 1979 г., по просьбе Чешской Православной Церкви, Священный Синод РПЦ постановил открыть Подворье Русской Православной Церкви с местом пребывания в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах.

   В 1980 г. при участии министерства Культуры Чехословакии начался ремонт храма, длившийся до 1987 г. В это время церковь была заново расписана художниками из Москвы Ю.Д.Милашовым, В.Ф.Виноградовым, Б.В.Андреевым, С.А.Мерзлаковым и протоиереем Герасимом Ивановым и украшена хрустальным паникадилом в 132 свечи.

   Со времени своего открытия Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах, отметившие в 2004 г. свое 25-летие, посещают представители православных Церквей и иных вероисповеданий, а также политические и культурные деятели России и других стран. В настоящее время под храмом оборудован зал для приемов и демонстрации церковных фильмов, устроена библиотека, действует воскресная школа. Русский Православный Храм в Карловых Варах — великое достояние, отрада и утешение для всех, молящихся здесь.
Найти

Спецпредложения